Формирование функциональной грамотности обучающихся
Федеральная программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"
Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности
Письмо Управления образовния администрации Георгиевского муниципального округа от 25.10.2023 № 4904 "О реализации комплекса мероприятий по функциональной грамотности в 2023/24 учебном году"
Приказ Управления образования администрации Георгиевского муниципального округа от 19.10.2023г. № 2053 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся Георгиевского муниципального района Ставропольского края в 2023/24 учебном году"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Формирование функциональной грамотности" для обучающихся 5-9 классов
Приказ МКОУ СОШ № 27 пос. Падинского от 19.10.2023г. № 242 "Об утверждении Положения о рабочей группе по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 27 пос. Падинского""
Приказ МКОУ СОШ № 27 пос. Падинского от 19.10. 2023г. № 241 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся МКОУ СОШ № 27 пос. Падинского в 2023-2024 учебном году"
Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности
Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
Памятки и пособия для учащихся и родителей
- Естественно-научная грамотность
- Что значит быть грамотным в XXI веке
- Что нужно знать о функциональной грамотности родителям
- Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей
- Профилактика буллинга в детском коллективе
- Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других
- Что делать если ваш ребенок вовлечен?
- Руководство по противодействию и профилактике буллинга
Полезные ссылки
- Демонстрационные материалы по функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- Функциональная грамотность: развиваем в школе
- Электронный банк заданий
- Проведение исследования PISA-2018 в России
- Международные исследования
- Функциональная грамотность
- Лаборатория функциональной грамотности